В начале учебного года (с сентября по октябрь) ( 2022-2023 года) по инициативе Управления образования администрации Минусинского района в детских садах района проведен марафон по обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп (далее – РППС) детских садов.
Цель марафона – создать в группах элементы РППС, которые, соблюдая принципы самостоятельности, активности, творчества, будут еще более способствовать развитию детей, становясь творцами собственного пространства (групп), будут способствовать формированию их инициативности, активности, а главное получение новой, запоминающейся информации через собственную активность.
Учитывая территориальную удаленность дошкольных учреждений для проведения марафона мы создали группу в одном из мессенджеров, где ежедневно (в понедельник) размещались задания. На выполнение каждого из них предоставлялась неделя. В пятницу воспитатели выкладывали в группу фото, видео, обмениваясь, таким образом, своими результатами. Участие в марафоне добровольное.
В результате марафон состоял из 6 заданий. Изготавливали эмоциональный экран, правила группы, доску новостей, зону уединения, говорящую стену и адвент-календарь. Задания разные и направлены на решение различных задач. При наличии уже подобных элементов в группах, предлагалось внести в них дополнения, изменения, проанализировать активность и использование данного элемента детьми, в каких случаях.
Проведение марафона получило достаточно большой отклик в среде воспитателей детского сада. Группа в мессенджере стала местом общения, обмена информацией, получения новых знаний, а главное нового видения на отдельные подходы при формировании РППС в своих группах, а также новых подходов в общении с детьми и формировании планов образовательной работы в группах.
Основная задача марафона прежде всего была направлена на то, чтобы воспитатели задумались над основным вопросом: могут ли они услышать детей, построить образовательный процесс в соответствии с интересами самих детей, занять позицию их друга, а не учителя, дать возможность детям почувствовать по настоящему и осознать, что их мнения, интересы важны для детского сада, что их группа это их личное родное сообщество («семья»), где их любят, уважают, дать почувствовать себя по настоящему «дома».
Такой марафон, на мой взгляд, это начало нашего пути. Но и это начало невероятно интересно.
Обсуждение результатов марафона, которые происходили в группе, были недостаточно активны со стороны всех педагогов, критики не поступало.
Цель была просто показать свои результаты, и фактически никто ни о чем не спрашивал. Подход к изготовлению и введению в группы элементов РППС были самые разнообразные. Но основной посыл, на мой взгляд, заключался в том, что воспитатели не совсем «доверяют» детям, много внимания уделяется эстетической стороне вопросы ( это неплохо), но участия детей в отдельных процессах минимально. В частности, при изготовлении правил групп, практически не было, когда такие правила изготавливали сами дети. Мы «боимся» общения с детьми, предпочитая спланированность, продуманность процесса.
Конечно, если проводить такие марафона на уровне дошкольного учреждения, можно проконтролировать участие и отношение к ним каждого педагога, более активно анализировать и делать выводы на местах, обсуждать различные предложения. Результаты на уровне Управления образования прежде всего дали возможность педагогам обменяться знаниями, опытом, интересами со своими коллегами с других территорий.
НЕДЕЛЯ БЕЗ ИГРУШЕК
В июне 2022 года приказом руководителя Управления образования администрации Минусинского района создано районное профессиональное объединение «Педагогические инициативы», целью которого является создание условий, в которых педагоги смогут реализовать свои профессиональные компетенции и личностные достижения.
В рамках деятельности данного профессионального объединения в период с 07 по 11 ноября 2022 года в детских садах Минусинского района проведен педагогический марафон «Неделя без игрушек», условиями которого являлось оснащение групп детских садов разнообразным природным, бросовым, неоформленным материалом, и отсутствие обычных промышленных игрушек (кукол, машин и т.д.).
Цель проведения мероприятий – активизации игровой деятельности детей, развитие их воображения, фантазии, инициативности, творчества, произвольности.
Перед подготовкой к марафону воспитателям прежде всего необходимо было запастись (собрать, привлечь к участию родителей) достаточным количеством природного, бросового, неоформленного материала и продумать условиями, при которых вынести все привычные для детей игрушки из групп ( и чтобы дети этого не видели).
Варианты были самые разнообразные и они представлены в комментариях педагогов.
Детям было предложено поиграть с новым материалом, а прежде всего придумать, что можно из него изготовить, а потом поиграть.
По результатам проведения марафона организован «Круглый стол».
Результаты проведенного марафона выявили серьезные сложности в развитии игры в детских садах. Очень много неиграющих детей (испытывающих сложности в развитии игровых ситуаций). За неделю дети в основном сосредоточились на продуктивной деятельности (что-то лепили, клеили, собирали) из неоформленного материала. Это было не менее интересно, но не всегда переросло в игру.