Более 20 лет работает Ирина Борисовна Макарьева в МБОУ Быстрянской СОШ № 15 учителем истории и обществознания. Много сил, эмоций и энергии было отдано любимой работе, но самое главное, что ученики отвечают ей уважением, желанием ходить на уроки и изучать предмет.
Старшеклассники школы, которые посещают клуб «Журналист», в рамках подготовки к Дню учителя и выпуска очередного номера газеты «Быстрые новости», задали Ирине Борисовне несколько вопросов.
- Вы случайно стали учителем или мечтали об этой профессии с детства?
- Я родилась в селе Знаменка Минусинского района. Моя мама работала учителем, была для меня положительным примером, и мне хотелось походить на неё. Когда я окончила школу, то ни минуты не колебалась с выбором: поехала в Красноярск и поступила в Красноярский педагогический институт на исторический факультет. Пять лет пролетели незаметно! Молодой учительницей по распределению уезжаю работать в село Лугавское, где через год вышла замуж. Муж работал в посёлке Тазовский, Тюменской области, куда мы с ним и уехали. Три года я проработала в Тазовской школе, а потом мы вернулись в Минусинск. Три года прожили в Минусинске и потом переехали в село Быстрая. Здесь и обосновалась наша семья. Здесь выросли мои дети, окончив МБОУ Быстрянскую школу. В этой школе я проработала более 20 лет.
- Ирина Борисовна, вы всю жизнь оставались верны своей профессии, есть ли у вас последователи?
- Мои дети выбрали специальности, не связанные с моей. Так сложилось, что сын уехал в Томск, стал юристом, а дочь в Норильске работает парикмахером. Главное, что они стали хорошими людьми.
За годы педагогической деятельности трое моих учеников пошли по моим стопам и стали учителями истории. Одна из моих учениц, О.А. Мансурова, работает в нашей школе.
- Вы опытный и талантливый педагог. Есть ли у вас особенные награды, которые вам памятны?
- В 2012 году мне была вручена почётная грамота Министерства образования Красноярского края за трудовые заслуги в области образования. Неоднократно награждалась благодарственными письмами и грамотами Управления образования Минусинского района за свой труд.
- Мы знаем, что вы являетесь ветераном труда. Далеко не все люди удостаиваются этого почётного звания. Все ученики нашей школы испытывают чувство гордости, что нас обучает такой заслуженный учитель. Спасибо вам за ваш труд!
- Спасибо вам, ребята, за добрые слова! В конце нашей беседы хочу поделиться с вами своим секретом. У меня есть увлекательное хобби, которому посвящаю всё своё свободное время. Я выращиваю георгины. В моём саду растёт более 40 сортов различных георгинов. Всегда отношусь к цветам, как к людям. Они наполняют нашу жизнь добротой и красотой за чуткое и хорошее отношение к ним. Чем бережнее и внимательнее мы будем относиться друг к другу, тем больше наша жизнь будет наполняться счастьем.
- Ирина Борисовна, Вы удивительный человек! Спасибо вам за такой интересный рассказ.
В современном обществе много прекрасных, достойных мужских профессий, в которых может реализовать себя юноша, окончивший школу и получивший возможность выбора и определения своего будущего. Для каждого мужчины важно быть занятым не только в престижной профессии, но также важно, чтобы она приносила моральное удовлетворение.
Так наш герой в 1999 году, окончив Красноярский педагогический университет имени В.П. Астафьева, не раздумывая, решил связать свою жизнь со школой. Когда он пришёл в управление образования устраиваться на работу, его встретила Галинова Тамара Николаевна, у которой он раньше учился в педучилище. Когда она узнала о цели прихода юноши, то, не раздумывая, пригласила его работать в свою школу, где на тот момент она уже занимала должность директора. С тех пор вот уже 24 года Миков Юрий Владимирович трудится учителем физической культуры в МБОУ Быстрянской СОШ № 15.
Ребятам сразу полюбился молодой, энергичный, доброжелательный юноша. Ответственность перед учениками и их родителями, желание оказать положительное влияние на физическое и духовное развитие подрастающего поколения – всё это плавно перешло в его образ жизни, его состояние души, что не могло не сказаться на формировании Юрия Владимировича не только как педагога, но и как мужчины. Кто – то скажет, что быть педагогом это удел только женщин, а не мужчин, и будет не прав, потому что сложность профессии педагога заключается в том, что она требует часто быстрых, неординарных решений. Мужская логика, спокойствие, твёрдость характера, переживание за результаты своих подопечных – все эти качества приобретались в процессе познания детей и становления Юрия Владимировича как человека в течение всего периода работы в школе. Его мама, Микова Татьяна Николаевна, всю свою жизнь проработала в школе учительницей начальных классов. Она передала своему сыну чувство уважения к профессии учителя, поэтому, ещё учась в школе, Юра знал точно, кем будет. С течением времени приходил опыт в работе, а вместе с ним укреплялось понимание важности и нужности профессии педагога. Его ученики принимали участие в самых разных районных и краевых спортивных мероприятиях, добиваясь высоких результатов. Но главное, что они наследовали у учителя, – это понимание значимости и важности здорового образа жизни.
В заключение хочется сказать, что для Микова Юрия Сергеевича самым ценным результатом его работы стало уважение коллектива, любовь детей и доверие родителей. Спасибо Вам за ваш труд и за вклад в воспитание защитников нашего Отечества.
Педагогическая династия Белоусовых представлена более 28 педагогами (близкие родственники).
Общий педагогический стаж – более 552 года.
Главные основатели династии – Белоусов Петр Архипович и Белоусова Ефросинья Кузьминична.
С 1953 года по 1985 год – работа в средней школе с. Кривая. работа с неблагополучными семьями, в трудной жизненной ситуации, с родителями. Создание театральной студии, где режиссер – Белоусов П.А. с актерами - детьми, педагогами, родителями, жителями села. Воспитанники без правонарушений. В классе у Ефросиньи Кузьминичны всегда было по 45 деток, но работала без второгодников, и тогда еще не было групп продленного дня. Но дети, кто хотел приходили в дом, где жила семья Белоусовых, так как там была «группа продленного дня»: стоял большой стол, детей усаживала Ефросинья Кузьминичн, а в перерывах подкармливала своими пирожками! И не было двоек! Все учились с желанием! А наглядность, изготовленная членами семьи Белоусовых, помогала в этом! В Красноярске на совещании она не однократно выступала перед учителями, как жить без второгодников. У ней в классе постоянно были гости-учителя. И результат- «Заслуженный учитель».
Сегодня я расскажу про моего любимого учителя. Выбрать было сложно, но я смогла. Я буду говорить про учителя математики -Юлию Владимировну.
Молодая хорошая учительница. Понимающий и справедливый педагог. Она придумывает интересные задания, находит подход к каждому ученику, это называется профессионализм. Вообще учитель — это очень сложная профессия, но она справляется с этими сложными задачами, у неё достаточно хорошо получается держать дисциплину учеников. Юлия Владимировна задаёт в меру домашнего задания чтобы мы не расслаблялись, но перед этим тщательно объясняет его. Я люблю её за её хорошее и справедливое отношение к ученикам.
Я считаю, что на месте Юлии Владимировны, я бы не выдержала этой нагрузки и считаю её профессионалом в этом деле.
Гофман Римма, ученица 7 класса А
МБОУ Енисейская СОШ №3 имени Валерия Сергиенко
Приближается праздник - День учителя. А что заключается в этом празднике? В чем значимость этого дня? Если задуматься, учитель не спасает жизни, не создает что-то технологичное. Тогда этот праздник не так важен? Конечно же, это не так. Работа учителя - огромный труд, который дает человеку самое важное - знания.
Конечно, все мы начинаем узнавать этот мир еще до школы, но только в ней мы прикасаемся к истокам научных знаний, учимся более сложным вещам: читать, писать, считать, анализировать, решать сложные задачи, проникать в суть природы, разгадывать загадки Вселенной, отвечать на бесконечные вопросы.
В начальной школе нам дают основу педагоги, превращая смешных малышей в учеников. Наши первые учителя не только дают нам знания на уроках, но и, как мамы, беспокоятся о каждом нашем шаге, воспитывая в нас самостоятельность и ответственность, постепенно приучая к трудностям.
Когда мы переходим в среднюю школу, нас встречают разные учителя, и каждый по-своему раскрывает мир своего предмета. Чтобы нас увлечь, научить, все они прошли огромный путь подготовки, погружались в ту область науки, которую выбрали для преподавания. И всё это для того, чтобы наиболее просто и правильно передать эти знания нам –ученикам. И очень часто именно от увлеченности и профессионализма учителя зависит любовь учеников к его предмету.
Так что быть учителем, по моему убеждению, - это не просто работа, это нечто большее. Это постоянная забота о будущем поколении, большой вклад в жизнь детей, огромная самоотдача. От вклада учителя зависит не только широта нашего кругозора, но и глубина правильных качеств хорошего человека.
На самом деле, профессия учителя включает в себя много такого, что сближает ее с другими сферами. Учитель – это и психолог, так как должен понимать особенности каждого ребенка, уметь найти с ним общий язык. Учитель – это и артист, ведь информацию надо подавать так, чтоб тебя слушали с удовольствием. Учитель – это и спасатель, потому что всегда несет ответственность за жизни доверенных им детей. Да и вообще, прежде чем стать кем –либо в жизни, человек начинает свой путь именно с первого урока в школе. Именно учитель своим примером показывает ценность любого труда, любой профессии, учит идти к цели и добиваться результата.
При таком сложном труде важно всегда быть в ресурсе. Именно от этого зависит благополучие в школьном доме. Хочется, чтоб у учителей всегда было хорошее настроение, много сил, огонёк в глазах, крепкое здоровье. Чтоб праздник был не один день, а как можно чаще мы благодарили педагогов за их самоотверженную работу.
И чествуя великое звание Учитель в этот профессиональный праздник, мы с большой любовью признаемся, что учитель так же важен, как и знания в нашей жизни. Учитель – это яркий, неугасаемый маяк, который не дает заблудиться в море неизвестного.
Рыжова Злата, ученица 9А класса
МБОУ Енисейская СОШ №3 имени Валерия Сергиенко
Быть учителем – это сложный и бесценный труд. «Почему?» - спросите вы. Ведь на свете столько сложных профессий: и строитель, и пожарный, и врач… Но, по моему мнению, именно учитель выполняет сложнейшую миссию – работать с чистыми детскими душами и умами. И чтобы стать учителем, надо быть особенным человеком.
Я думаю, учителями становятся, в первую очередь, такие люди, которые очень хорошо контактируют с людьми, а в особенности, конечно, с детьми. Все дети очень разные, поэтому важно уметь найти подход к каждому из них, а это довольно непросто. Надо слышать ребенка, проникать в глубину его глаз, а иногда даже понимать его молчание. А какими сложными становятся подростки: шумными, грубыми и даже наглыми! Порой родители опускают руки, не могут справиться со своими детьми. Учителю же надо быть спокойным в таких ситуациях, стрессоустойчивым, терпеливым и благосклонным. Важно уметь найти с детьми общий язык, приходить к какому-то компромиссу в различных вопросах, а также слушать мнение каждого. Поэтому, мне кажется, учителя должны иметь стальные нервы и бездонный океан терпения.
Наряду с этим работа учителя связана с огромным количеством бумаг, тетрадей и документов. Например, очень кропотливый труд у учителей русского языка, когда нужно проверить тетради каждого ученика из нескольких разных классов. Каждый день! Это очень трудно, потому что нужно внимательно вчитываться и исправлять ошибки, анализировать их, а потом объяснять детям.
А еще необходима подготовка к урокам! Каждому учителю нужно составить план урока для разных классов, подобрать интересный материал, перечитать кучу дополнительной литературы, что-то распечатать и даже нарисовать. На это тратится много времени и энергии.
А что говорить про учителей, которые берут классное руководство?! Они должны воспитывать детей, подавать им пример, наставлять, держать под контролем каждую мелочь, организовывать совместный досуг, поддерживать общение с родителями. Но именно такой труд делает жизнь классного коллектива по-настоящему интересной, насыщенной, организованной.
Я вижу труд учителей лишь со стороны, но понимаю, насколько он бесконечно сложный. Этот труд бесценный! В него вкладывается такое количество душевных и физических сил, времени и знаний, что их невозможно измерить. Сложно представить, как бы мы могли развиваться, учиться взаимодействию с обществом, проявлять себя в интеллектуальной, творческой, профессиональной деятельности без учителей. Поэтому очень важно уважать их труд, ценить их время, опыт и обязательно радовать своими успехами. Именно наши успех и благодарность – лучшая награда для учителя. Очень правильно про педагогов сказал поэт А. Дементьев:
…Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей…
Романова Елизавета, ученица 10 класса
МБОУ Енисейская СОШ №3 имени Валерия Сергиенко
Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет, и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.
Эти строки Надежды Веденяпиной наилучшим образом высвечивают огромную роль учителя в жизни каждого человека. Ведь именно с учителя начинается путь в мир науки и разнообразных знаний. Педагог не только обучает нас своему предмету, но и помогает нам встать на правильный путь, вводит в сложный мир взаимоотношений и труда. Главная задача учителя - помочь человеку стать личностью и адаптироваться в обществе. Он должен приложить большие усилия, мудрость, чтобы разглядеть и раскрыть таланты своих учеников. И как же много тепла, силы, энергии, мудрости, терпения накоплено в каждом учителе, чтобы освещать путь всем детям!
Учитель! Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он – ключ, открывающий кладезь наук!
И ведь правда! Если учитель является авторитетом в наших глазах, если он умеет зажечь и повести за собой, то он становится для нас настоящим старшим другом, с которым можно поделиться своими мечтами и разочарованиями, победами и провалами. С таким человеком чувствуешь себя уверенным в себе, так как он настоящий профессионал и знает, как решить проблемы любого уровня. Такой учитель и предметом может увлечь, и в кино с ним можно пойти, и в поход отправиться, и музей посетить, и просто поговорить по душам за чашкой чая.
Только наполненный любовью к детям, к профессии человек может быть настоящим Учителем. Потому что учитель – это не просто профессия, это призвание, когда вся жизнь становится работой. Каждый шаг педагога – это будущее детей, которых он учит и воспитывает. Как он живет, как мыслит, как мечтает – это всё влияет на труд учителя. Весь накопленный опыт, всю душу педагоги отдают нам – ученикам:
Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.
Нет более благородной профессии, чем учитель! К каждому человеку на земле прикоснулся взгляд умного, доброго или строгого Учителя и в каждом из нас живет частичка его души. Низкий поклон вам, Учителя!
Погудина Владлена, ученица10 класса
МБОУ Енисейская СОШ №3 имени Валерия Сергиенко
Учитель. Что скрывается в этом слове? Просто название профессии? Конечно, нет! Учитель – это, в первую очередь, Человек с большой буквы, который имеет способность обучать людей чему-то новому, часто очень сложному, при этом должен уметь контролировать свои эмоции, находить общий язык с учениками, учитывать их способности и эмоциональное состояние. Человек, работающий в этой профессии, силен духовно и физически, не каждому она подойдет. А только тем, кто готов отдавать себя делу полностью, со всей душой.
Работа учителя трудна во всех отношениях, требует постоянного напряжения психологических, физических, умственных, душевных сил. И именно о таких учителях – людях с большой буквы, мне так хочется рассказать.
Школа для меня не просто место, где все учатся, но и тот уголок, в котором мне уютно и радостно. Здесь каждый день я встречаюсь с друзьями, узнаю что-то новое. А самое главное, в школе некогда скучать!
Каждый учитель по-своему развивает наши способности и направляет наши интересы. Вот, например, Дарья Викторовна преподает музыку. Она очень увлекательно рассказывает о музыкальном искусстве, всегда соединяет рассказ с фильмами, презентацией. На уроках обязательно звучит музыка разных жанров и композиторов. Дарья Викторовна учит нас петь не только на занятиях, но еще и преподает в хоре. Я считаю, что наш хор – один из лучших в районе, так как мы не один раз побеждали в различных конкурсах. Дарья Викторовна – настоящий мастер своего дела! В то же время она очень добрый и отзывчивый человек, она успевает помогать нам работать над созданием проектов. К ней можно обратиться за советом, и она поддержит тебя, поможет морально и просто угостит вкусным чаем с конфетами.
Не могу не рассказать об учителе истории и обществознания Татьяне Леонтьевне. Она настолько хорошо объясняет темы и применяет разные способы подачи материала, что было бы странным не понимать ее предметы . Каждый год она готовит старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ. И все сдают экзамены хорошо и отлично. Именно с ее помощью и объяснениями сложный, объемный материал становится понятнее и легче. Но сколько же сил вкладывает Татьяна Леонтьевна,чтобы добиться хороших результатов!
Ещё я люблю уроки английского языка у Елены Алексеевны. Мне нравится, как она находит общий язык с детьми. Объясняя тему, Елена Алексеевна может кое-где пошутить. От ее шуток и различных приемов урок становится ярче, веселее, активнее. Она умеет правильно совмещать эти вещи. С нами она всегда добра, весела, справедлива, умеет находить компромиссы, хотя у нее ещё много других обязанностей в школе и наверняка она устает, раздражается, переживает из-за неудач и проблем.
В нашей школе много хороших учителей, обо всех рассказать не получится, но главное, что их объединяет, - это преданность делу, глубокое знание предмета, увлеченность и любовь к детям. Я с уверенность могу назвать каждого учителя Человеком с большой буквы и пожелать всем педагогам плодотворного труда, наполненного вдохновением, взаимоотдачей, радостью общения, а главное - благодарностью и любовью учеников.
Мойсеенко Арина, ученица 9А класса
МБОУ Енисейская СОШ №3 имени Валерия Сергиенко
Как-то раз мне довелось быть в роли организатора детского мероприятия! Я проводила мастер-классы по оригами и следила за малышами. Как же это было тяжело! Они бегали, не слушались, а некоторые даже пытались драться друг с другом! Кто-то плакал или постоянно ябедничал. Я считала минуты и ждала, когда же всё закончится… По приходе домой я просто свалилась замертво, и до конца дня ничего уже не хотелось делать!
В голове роились разные мысли о проведенном дне, не переставали звучать детские голоса и всплывали любопытные ребячьи глаза. Подумалось о том, как же трудно быть воспитателем или учителем…
Как они справляются с большим количеством детей ежедневно? А если педагог является ещё и классным руководителем, то его работа не заканчивается после звонка с последнего урока, а продолжается в нерабочее время, на выходных… Даже посчитала примерно: у одного учителя нашей школы бывают по 75-90 человек за день. И все дети разные: кто-то послушный, а кто-то задира, один болтливый, другой – молчун… А после уроков гора тетрадей, всякие мероприятия, репетиции, надо найти интересный материал для следующего урока…
Как можно успевать делать всё это? Как люди становятся учителями? Почему идут в эту профессию? Знают ли они обо всех трудностях этой работы?
Я даже как-то по-новому взглянула на учителей своей школы. Каждый из них особенный, но все они объединены одной заботой – вырастить нас хорошими людьми, умными, самостоятельными и успешными. Но ведь чтобы этого добиться, им приходится отдавать себя делу без остатка.
Например, моя любимая учительница обществознания и истории- Бородавка Татьяна Леонтьевна – прекрасно знает свой предмет и с огромным удовольствием обучает ему нас. Но трудится она не только во время уроков, но и после них! Она готовит к экзаменам большое количество детей. Я не знаю ни одного, кто бы плохо сдал ее предметы. Татьяна Леонтьевна щедро делится с нами ценным опытом, любит давать советы поговорками, а её самая любимая: «Не зная броду, не суйся в воду». Она говорит, что, если у тебя недостаточно знаний о чём-либо, сначала подготовься, изучи всё досконально, а потом действуй: только подготовленному, знающему ученику везёт. На её уроках никогда не бывает скучно, ни одна минута не пропадает даром.
А какая мощная выдержка у моей первой учительницы Надежды Анатольевны – ведь восьмое чудо света! Когда в первом классе мы пришли к ней смешными, ничего толком не умеющими, шумными, она окружила нас такой заботой и вниманием, что мы влюбились в нее без оглядки. В День самоуправления, уже будучи старшеклассниками, мы проводили уроки в ее нынешнем классе, и я опять восхищалась, как ей ловко удаётся не только держать дисциплину, но и учить ребят, быть их другом и наставником!
Не знаю точно, из чего складывается умение учить и воспитывать. Скорее всего это идёт из глубины сердца, из самого центра души, так как без этого невозможно так самоотверженно отдавать всего себя детям. Каждую минуту нести ответственность за жизни меленьких людей, за их полноценное развитие.
С уверенностью могу сказать: учитель – высокое звание! Не каждый способен переработать и усвоить такое большое количество знаний, а после суметь передать их ученикам, вселить в них уверенность в свои силы. Но чтобы стать педагогом, этого всё равно будет мало. Огромный опыт, терпение, оптимизм, строгость, бесконечная доброта, харизматичность – только малая часть того, чем должен обладать учитель! Даже самый неопытный, молодой и, может быть, не очень любимый детьми педагог – настоящий герой, который решился посвятить себя величайшей миссии – воспитанию целых поколений!
Краснова София Антоновна, ученица 10 класса МБОУ
Енисейская СОШ №3 имени Валерия Сергиенко с.Селиваниха Минусинского района Красноярского края
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)
На мой взгляд, самим собой мне помогают стать все учителя моей родной школы. Каждый учитель в большой школьной семье вносит свой уникальный и неповторимый вклад в меня. И учитель математики (Валентина Ивановна), и учитель русского языка (Наталья Григорьевна), и учитель литературы (Ксения Владимировна), и учитель биологии (Ольга Александровна), и учитель истории (Татьяна Владимировна), и учитель физической культуры ( Виталий Сергеевич)…Вы представляете, сколько этих дорогих «частичек» во мне? Этих маленьких огонечков, которые никогда не погаснут и греют в трудную минуту? На самом деле их количество я знаю точно, но значение у них обозначу одним знаком – бесконечность. Почему? Я бесконечно благодарна каждому своему учителю. Это не громкие слова, а аксиома моего мировоззрения. Если радость (получилось что-то сделать хорошо), то делюсь со всеми преподавателями. Знаете, что самое ценное? Учителя искренне разделяют мои победы любого масштаба. Если случилось наоборот, то могу рассказать любому школьному учителю. Кто бы это не был, обязательно поддержит и даст толковый совет. Я очень рада, что учусь в маленькой школе. У моих учителей есть время и возможность объяснить трудную тему хоть пять раз или просто попить чаю и поговорить по душам. А знаете, что я люблю больше всего? Когда мы всей школой готовимся к празднику! Например, на новый год мы дружно наряжаем школу, поём песни, много смеемся и веселимся. Волнительный для мне праздник – «День учителя». Хочется сделать приятное учителям, сказать о том, что они дороги для меня. Мы с ребятами готовимся к этому осеннему празднику ответственно и с не измеряемым чувством благодарности. Наши учителя для нас – настоящая семья. Хочется, чтобы эти огонечки грели детские души и освещали добрый путь будущего поколения долгие годы.
МКОУ «Верхнекойская ООШ№17»
Ученица 8 класса
Смердова А.